Положение об индивидуальном обучении на дому_подписано

МБОУ СОШ 46 С. БАРАНИКИ
OGRN=1026102516714, STREET="ул
Пришкольная, д. 28",
E=baraniki-46@mail.ru,
INN=006153015492, C=RU, L=с
Бараники, S=61 Ростовская область,
O=МБОУ СОШ 46 С. БАРАНИКИ,
CN=МБОУ СОШ 46 С. БАРАНИКИ,
SN=Макаренко, G=Людмила Ивановна,
T=ДИРЕКТОР, SNILS=03602449021
место подписания
2021.10.22 10:19:53+03'00'

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 с. Бараники
Рассмотрено и
рекомендовано к утверждению
педагогическим советом
протокол № 1
от « 30 » августа 2018 года

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 46 с. Бараники
_________________ / Л.И. Макаренко
Приказ № 191 от 01.09. 2018

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации
Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением
средней общеобразовательной школой № 46 с. Бараники
индивидуального обучения на дому детей с ограниченными возможностями
здоровья по общеобразовательным программам
1.

Общие положения

1.1.
Настоящее положение о порядке организации Муниципальным бюджетным
общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 46
с. Бараники (далее по тексту – МБОУ СОШ № 46 с. Бараники) индивидуального обучения
на дому детей с ограниченными возможностями здоровья по общеобразовательным
программам регламентирует порядок обеспечения государственных гарантий прав на
образование детям, нуждающимся в индивидуальном обучении на дому по состоянию
здоровья, и регулирует возникающие при этом отношения между всеми участниками
образовательного процесса.
1.2.
Организация МБОУ СОШ № 46 с. Бараники индивидуального обучения на дому
детей, которые по состоянию здоровья не могут временно или постоянно посещать
образовательное учреждение, регламентируется следующими нормативными правовыми
актами и методическими рекомендациями:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ;
- Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24
ноября 1995 г. № 181-ФЗ;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологичес-кие
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях»;

1

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 861 «Об
утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в
негосударственных образовательных учреждениях»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2012 г.
№ 07-832 «Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов
с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- Постановлением министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 21.12. 2017 года № 7 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской
области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, в том числе детей-инвалидов, в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
1.3. Участниками правовых отношений при организации индивидуального обучения по
общеобразовательным программам на дому являются:
- дети, не имеющие возможности посещать общеобразовательное учреждение по
состоянию здоровья;
- родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья;
педагогические работники, участвующие в организации обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья на дому;
- педагогические работники МБОУ СОШ № 46 с. Бараники, участвующие в организации
обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Целью настоящего положения является нормативное закрепление гарантий прав на
общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту –
ОВЗ) путем создания организованных и иных условий при организации обучения.
1.5. Задачи организации индивидуального обучения детей с ОВЗ на дому:
− обеспечение и защита конституционных прав детей с ОВЗ в части получения ими
общего образования в форме индивидуального обучения по месту их проживания и
недопустимости дискриминации в сфере образования;
− создание условий для освоения детьми с ОВЗ индивидуальных образовательных
программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта;
− создание механизма правовых отношений между участниками образовательного
процесса при организации обучения детей, обучающихся индивидуально на дому.
1.5.
При организации обучения детей с ОВЗ, нуждающихся в длительном лечении,
на дому или в медицинских организациях допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения, индивидуальное и (или) групповое обучение,
использование электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных
технологий в соответствии с действующим законодательством.
1.6.
Действие настоящего положения распространяется на все категории детей с
ОВЗ, обучающихся по основным общеобразовательным программам индивидуально на
дому.

2

2. Перевод обучающихся по общеобразовательным программам
на индивидуальное обучение на дому
2.1.
Основанием для перевода обучающихся по общеобразовательным программам
на индивидуальное обучение являются медицинское заключение ВК (врачебной
комиссии), заверенное печатью, и письменное заявление родителей (законных
представителей) обучающегося на имя директора МБОУ СОШ № 46 с. Бараники.
2.2.
Отношения между образовательным учреждением и родителями (законными
представителями) обучающихся индивидуально на дому и условия организации
образовательного процесса оформляются договором, регламентируются Уставом и
локальными актами МБОУ СОШ № 46 с. Бараники.
2.3.
Сроки перевода обучающихся с ОВЗ на
индивидуальное обучение
регламентируются сроками действия медицинского заключения.
2.4.
Основанием для начала и проведения обучения детей с ОВЗ на дому является
приказ директора МБОУ СОШ № 46 с. Бараники, для издания которого заместитель
директора по
учебно-воспитательной
работе
представляет следующий пакет
документации:
− заключение медицинской организации (справка ВК);
− заявление родителей (законных представителей), в котором указывается фамилия, имя
ребенка, домашний адрес, телефон, класс, срок обучения;
− заявление педагогов о согласии на проведение индивидуальной работы с ребенком;
− индивидуальный учебный план;
− индивидуальное расписание учебных занятий.
2.5.
Индивидуальное обучение на дому не является основанием для исключения
обучающихся из контингента обучающихся в МБОУ СОШ № 46 с. Бараники, перевода в
другой класс параллели, перевода в другое общеобразовательное учреждение.
2.6.
Обучающийся, проживающий на территории, закрепленной за другой
образовательной организацией и имеющий заключение медицинской организации о
необходимости обучения на дому (на период болезни), по заявлению родителей
(законных представителей) может быть переведен в образовательную организацию по
месту жительства.
2.7.
При переводе обучающихся на индивидуальное обучение на дому классный
руководитель на начало учебного года обязан внести обучающегося в списочный состав
класса, заполнить на него сведения о родителях (законных представителей) в классном
журнале и совместно с медицинским работником - листок здоровья.
2.8.
По окончании срока действия медицинского заключения вопрос о дальнейшей
форме обучения ребенка с ОВЗ решается директором МБОУ СОШ № 46 с. Бараники
совместно с родителями (законными представителями) обучающегося.
2.9.
Обучение детей с ОВЗ по общеобразовательным программам индивидуально на
дому осуществляется в пределах часов, отведенных на это действующими
распорядительными актами.
2.10.
При невозможности организовать индивидуальное обучение ребенка с ОВЗ на
дому по следующим причинам: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия,
наличие в доме агрессивных животных и других явлений, опасных для жизни и здоровья
учителей (согласно акту обследования), - на основании распорядительного акта директора
МБОУ
СОШ
№
46
с. Бараники допускается осуществление индивидуального обучения ребенка с ОВЗ в
условиях образовательного учреждения.

3

3. Организация образовательного процесса при индивидуальном обучении детей с
ОВЗ по общеобразовательным программам на дому
3.1.
Индивидуальный
учебный
план
обучающегося
по
основным
общеобразовательным программам на дому составляется на основе учебного плана МБОУ
СОШ № 46 с. Бараники, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и
медицинскими рекомендациями, с учетом индивидуальных особенностей ребенка,
рекомендаций ТПМПК, согласовывается с родителями (законными представителями)
обучающегося на дому.
3.2.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.
3.3.
Основным принципом организации образовательного процесса для
обучающихся индивидуально на дому является обеспечение щадящего режима
проведения занятий.
3.4.
С
учетом
возможностей
обучающегося
освоение
основных
общеобразовательных программ МБОУ СОШ № 46 с. Бараники реализуется в очной
форме.
3.5.
При составлении индивидуального учебного плана в часть, формируемую
участниками образовательного процесса, в компонент образовательного учреждения
возможно включение по выбору обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов коррекционных
занятий.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» может изучаться интегративно в
рамках предметов «Окружающий мир», «Природоведение», «Обществознание»,
«География». Возможно применение модульного принципа при реализации части,
формируемой участниками образовательного процесса, и компонента МБОУ СОШ № 46
с. Бараники.
Учебные предметы: «Физическая культура» и «Информатика и ИКТ» могут
проводиться по желанию родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ в
соответствии с медицинским заключением.
При распределении часов части учебного плана, формируемой участниками
образовательного процесса, и компонента МБОУ СОШ № 46 с. Бараники рекомендуется
учитывать мнение обучающегося на дому ребенка, его родителей (законных
представителей).
3.6.
Недельная учебная нагрузка определяется в объеме, соответствующем
региональному учебному плану. Количество внеурочных занятий допускается не менее 5 и
не более 10 часов в неделю с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
3.7.
При распределении учебных часов по предметам
учитываются
индивидуальные особенности, психофизические возможности детей с ОВЗ.
3.8.
Расписание занятий составляется каждым учителем-предметником на
основании недельной учебной нагрузки, согласовывается с родителями (законными
представителями) и утверждается директором МБОУ СОШ № 46 с. Бараники.
3.9.
По медицинским показаниям (с разрешения врача) и заявлению родителей
(законных представителей) часть учебных занятий может проводиться в МБОУ СОШ №
46
с. Бараники, при этом общеобразовательное учреждение несет ответственность за жизнь и
здоровье ребёнка в период пребывания в МБОУ СОШ № 46 с. Бараники.
3.10.
Выбор формы учебных занятий зависит от возможностей обучающегося,
сложности и характера течения заболевания, особенностей эмоционально-волевой сферы,

4

рекомендаций лечебно-профилактических учреждений, возможности кратковременного
пребывания ребёнка в МБОУ СОШ № 46 с. Бараники.
3.11.
При индивидуальном обучении по общеобразовательным программам на
дому обучающиеся имеют право пользоваться учебной литературой из библиотечного
фонда МБОУ СОШ № 46 с. Бараники.
3.12.
Контроль за своевременным проведением учебных занятий с обучающимся
индивидуально на дому и выполнением учебного плана возлагается на заместителя
директора по учебно-воспитательной работе.
3.13.
В случае болезни учителя администрация МБОУ СОШ № 46 с. Бараники, с
учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с обучающимся,
находящемся на индивидуальном обучении, другим учителем.
3.14.
В случае болезни ученика (стационарное лечение, отъезд в санаторий) учитель
обязан восполнить учебные часы, предусмотренные образовательной программой в
сроки, согласованные с родителями (законными представителями) обучаемого.
3.15.
На
каждого
обучающегося
по
основным
общеобразовательным
программам индивидуально на дому заводится журнал учета успеваемости, где
учителями-предметниками отражается прохождение ребенком программного материала
по всем предметам индивидуального учебного плана, фиксируются домашние задания и
отметки текущей успеваемости.
4. Организация текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестаций
обучающихся по общеобразовательным программам индивидуально на дому
4.1.
Классный руководитель
совместно с учителями-предметниками, ребенка
обучающегося на дому, и его родителями (законными представителями) составляет
расписание занятий, которое утверждается директором МБОУ СОШ № 46 с. Бараники.
4.2.
Расписание учебных занятий составляется индивидуально для каждого ребенка,
учебные часы распределяются равномерно в течение недели с учетом Постановления
главного санитарного врача РФ от 29.12.2012 года № 189 «Об утверждении СанПиН».
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в образовательных учреждениях».
4.3.
Не допускается проведение уроков парами и совмещение учебных занятий с
несколькими обучающимися, находящимися на индивидуальном обучении на дому.
4.4.
Знания детей с ОВЗ, обучающихся на дому, систематически оцениваются. На
каждого обучающегося заводится страница в журнале индивидуального обучения. В
документе учитель записывает дату проведения занятия, содержание пройденного
материала, количество часов.
4.5.
По итогам учебной четверти (полугодия), учебного года по каждому
изучаемому предмету учитель-предметник в журнале индивидуального обучения
выставляет обучающемуся отметку, которую классный руководитель переносит в
классный журнал.
4.6.
Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся по основным
общеобразовательным программам индивидуально на дому устанавливаются
соответствующим локальным актом МБОУ СОШ № 46 с. Бараники в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
4.7.
Промежуточная аттестация проводится по предметам инвариантной части
индивидуального учебного плана (за исключением предметов, к изучению которых
имеются медицинские противопоказания).

5

4.8.
Перевод в следующий класс обучающихся по основным общеобразовательным
программам индивидуально на дому, успешно прошедших промежуточную аттестацию,
производится приказом по МБОУ СОШ № 46 с. Бараники на основании решения
педагогического совета.
4.9.
Освоение обучающимся индивидуально на дому общеобразовательных
программ основного общего и среднего общего образования завершается государственной
итоговой аттестацией, порядок проведения которой регламентируется законодательными
и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4.10.
Детям с ОВЗ, обучающимся индивидуально на дому, не прошедшим
государственную итоговую аттестацию, выдается справка установленного образца об
обучении в МБОУ СОШ № 46 с. Бараники.
4.11.
Выпускникам IX и XI классов, успешно прошедшим государственную итоговую
аттестацию выдается документ государственного образца о соответствующем уровне
образования с указанием перечня изучаемых учебных предметов в соответствии с
индивидуальным учебным планом и результатов успеваемости по ним (за исключением
учебных предметов, к изучению которых имелись медицинские противопоказания).
5. Права и обязанности всех участников образовательного процесса при
организации индивидуального обучения по общеобразовательным программам
на дому
5.1.
Обучающийся по основным общеобразовательным программам индивидуально
на дому имеет право:
−
на получение среднего общего образования в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом;
−
на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации,
свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
−
на моральное и материальное поощрения за успехи в обучении.
5.2.
Обучающийся по основным общеобразовательным программам индивидуально
на дому обязан:
−
соблюдать Устав МБОУ СОШ № 46 с. Бараники;
−
добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению
образовательных программ;
− уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;
−
соблюдать индивидуальное расписание занятий;
−
находиться в часы, отведенные для учебных занятий, дома;
−
вести рабочие тетради и дневник обучающегося.
5.3. Родители
(законные
представители)
ообучающегося
по
основным
общеобразовательным программам индивидуально на дому имеют право:
−
защищать законные права ребенка;
−
обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации МБОУ
СОШ № 46 с. Бараники, в управление образования Сальского района;
−
присутствовать на уроках с разрешения администрации МБОУ СОШ № 46 с.
Бараники;
−
вносить предложения по составлению индивидуального расписания занятий, по
включению предметов, коррекционных занятий в пределах часов максимально
допустимой учебной нагрузки обучающегося с ОВЗ.

6

5.4.
Родители
(законные
представители)
ообучающегося
по
основным
общеобразовательным программам индивидуально на дому обязаны:
−
поддерживать интерес ребенка к МБОУ СОШ № 46 с. Бараники и
образованию в целом;
−
ставить в известность учителя-предметника, классного руководителя о
рекомендациях медицинских специалистов, об особенностях режима дня ребенка с
ОВЗ;
−
создавать условия для проведения индивидуальных занятий, способствующих
освоению образовательных программ;
−
своевременно, в течение дня, информировать образовательное учреждение об
отмене или возобновлении учебных занятий по случаю болезни (стационарном
лечении, отъезде в санаторий);
−
контролировать ведение дневника обучающегося, выполнение обучающимся
домашнего задания.
5.5.
Учитель-предметник обязан:
−
Полностью реализовывать программный материал образовательных программ
по учебным предметам;
−
при организации учебного занятия учитывать склонности и интересы детей с
ОВЗ;
−
развивать у обучающихся с ОВЗ навыки самостоятельной работы с учебником,
справочной и художественной литературой;
−
знать специфику заболевания ребенка с ОВЗ, особенности режима и
организации домашнего образования;
−
не допускать перегрузки обучающегося с ОВЗ, составлять индивидуальные
планы для каждого обучаемого;
−
своевременно заполнять журналы учета проводимых индивидуальных занятий;
−
контролировать ведение дневника обучающегося и расписываться о
проведенном занятии в нем (расписание, запись домашнего задания).
5.6.
Классный руководитель обязан:
−
согласовывать с учителями-предметниками, обучающими ребенка с ОВЗ,
родителями (законными представителями) расписание индивидуальных занятий;
−
поддерживать контакт с обучающимися с ОВЗ и их родителями (законными
представителями), выявлять индивидуальные возможности и психофизические
особенности обучающихся с ОВЗ, знать о состоянии их здоровья;
−
регулярно посещать на дому обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении,
а
также
детей,
индивидуально
обучающихся
по
основным
общеобразовательным программам.
6. Документация, оформляемая при организации обучения по общеобразовательным
программам детей с ОВЗ на дому
При организации обучения по общеобразовательным программам детей с ОВЗ на
дому в МБОУ СОШ № 46 с. Бараники оформляются и хранятся следующие документы:
−
заявление родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ;
−
справка медицинского учреждения, справка врачебной комиссии, заключение
психолого-медико-педагогической комиссии;
−
приказ по МБОУ СОШ № 46 с. Бараники об организации индивидуального
обучения на дому;
7

−
индивидуальное расписание занятий на каждого обучающегося с ОВЗ,
согласованное письменно с родителями (законными представителями), утвержденное
директором МБОУ СОШ № 46 с. Бараники;
−
индивидуальный учебный план на каждого обучающегося на дому;
−
индивидуальная образовательная программа для каждого обучающегося на
дому;
−
журнал учета проводимых индивидуальных занятий, где фиксируется
прохождение программного материала по всем предметам инвариантной части
учебного плана, фиксируются домашние задания и оценивается текущая успеваемость
обучающегося на дому.
7. Финансовое обеспечение индивидуального обучения больных детей на дому
7.1. Обеспечение учебных занятий для детей с ОВЗ, обучающихся на дому, является
расходным обязательством Ростовской области и осуществляется в соответствии с
действующими законодательными и нормативными актами федерального и
регионального уровней.
7.2. Дополнительные расходы, связанные с обучением ребенка с ОВЗ на дому, сверх
установленного норматива финансирования производятся родителями (законными
представителями) в рамках платных образовательных услуг, которые должны быть
регламентированы договором, Уставом МБОУ СОШ № 46 с. Бараники и локальными
актами общеобразовательного учреждения в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации в области образования.
При планировании увеличения количества часов для обучения на дому детей с ОВЗ
в рамках платных образовательных услуг следует в обязательном порядке учитывать
психофизиологические возможности обучающихся.

8

С положением о порядке организации МБОУ СОШ № 46 с. Бараники индивидуального
обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья по общеобразовательным
программам ознакомлены:
№
п/п

Ф.И.О работника

Занимаемая должность

Роспись,
подтверждающая
факт ознакомления
с локальным
нормативным актом

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».